Давно я все собирался написать про гусеничные краны Demag. Но вот наконец собрав немного интересной информации я начну.
Выдержки из книги И.А. Беляева БЕТОН МАРКИ « СРЕДМАШ» стр.68-71
Наряду со многимиорганизациями различных министерств и ведомств для ведения этих работ былпривлечен трест «Спецмонтажмеханизация» Минсредмаша СССР, возглавлявшийся в товремя Кириллом Николаевичем Кондыревым.
В середине мая 1986года в районе расположения Чернобыльской «Сельхозтехники» на окраине городаначал создаваться специализированный участок № 6, впоследствии вошедший всостав монтажного района УС-605. На месте работу по созданию участка возглавилАнатолий Григорьевич Яковлев. Первая трестовская автоколонна из Москвы прибылав Чернобыль в двадцатых числах мая.
28 мая в Чернобыль уже была доставлена первая техника для работы в условиях повышенной радиации,оборудованная освинцованными кабинами. Сложными были перевозка и маршрут от Москвы до Чернобыли прошли за двое суток. На смену А.Г.Яковлеву 3 июня прибывает жизнерадостный и ничего на свете не боящийся Борис Иванович Лопаткин,впоследствии много раз возвращавшийся в Чернобыль, несмотря на полученные дозыоблучения, значительно превышавшие установленные нормы.
Железным правилом тойпоры, которое позже стало традицией, считалось : «С ходу — в бой!». Икруглосуточно, невзирая на погоду, как и подобает в боевых условиях. Шли вЧернобыль грузы, челноком крутились автобусы, привозя и увозя смены монтажникови механизаторов, которые в то время выполнили уникальные работы по монтажу регистров охлаждения под четвертым разрушенным блоком.
Начинаются работы по подготовке площадок для монтажазападногерманских дизель-гидравлических самокатных кранов фирмы «Демаг».
Но еще до началаработ этих кранов, благодаря находчивости и решительности Б.И.Лопаткина удалосьввести в строй действующие, оставленные в Чернобыле прежними хозяевами исчитавшиеся «грязными», краны ДЭК-251, КС-5363, К-162, а также кран «Январец»40 тонн и «Днепр» 25 тонн. Ввод в действие этой техники, а также прибывшие вЧернобыль краны фирмы «Либхер» позволили обеспечить необходимый фронт работ помонтажу «Демагов» и проведению монтажниками сборки металлоконструкций дляобъекта «Укрытие». В середине июня настанцию Тетерев начали поступать платформы с конструкциями трех кранов «Демаг».Их стали различать по последним цифрам заводского номера. Таким образом, краныс заводскими номерами 41016, 41020, 41021 превратились в короткие боевые —16-й, 20-й, 21-й.Работы по монтажуэтих кранов были поручены МСУ-116 треста «Спецмонтажмеханизация». Монтировалисьони на расстоянии около одного километра от четвертого энергоблока. Чтобы представить все трудности и опасностиэтой работы, достаточно сказать, что узлы и детали каждого крана занимали приперевозке 32 железнодорожные платформы, а весил кран в собранном виде 1200тонн.
«Демаги» № 20 и № 21 были в то время кранами новогопоколения. За счет дополнительного устройства — суперлифта весом 480 тонн, ониобладали большей грузоподъемностью, чем «Демаг» № 16 (500т), и были оснащеныосновной и вспомогательной стрелой длиной по 76 метров каждая. Эти краны, имеягрузоподъемность 650 тонн при минимальном вылете на основной стреле, моглиосуществлять подъем груза весом 200 тонн на высоту свыше 60 метров. (Максимальная высота подъема – 137 метров) прим. Ионова О.П.
Дальнейшее я взял с сайта ist.my1.ru. Кстати, как я понял из прочитанного там, все краны были СС-4000 но в разных комплектациях, поэтому у 16 гп-500 тонн, а у 20 и 21 - 650 тонн (за счет суперлифта массой 480 тонн).
Итак DEMAG-16(41016)
Куплен в 1983 году. Работал в Баку на заводе глубоководных оснований до 1986 года.
Первый кран «Демаг» №16 (заводской номер 41016) взяли из Баку, с завода глубоководных оснований. Взяли вместе с командой обслуживания.
Потому что здесь никто не представлял; как на нем работать, как собирать, как обслуживать. В это время уже было решение закупить два крана «Демаг» для Ростовской и Калининской АЭС. Их направили в Чернобыль.
Ребята работали отлично. К сожалению, никого из них уже нет в живых.
С этим краном была интересная история. После завершения строительства «Укрытия», в ноябре 86-го года было решено отправить его обратно в Баку. Отмыли, погрузили на платформы и он ушел. Там его где-то разгрузили, но к нему никто не подходил: он же из Чернобыля!
Кран пролежал до марта 87-го. За это время было принято решение о пуске 3-го блока ЧАЭС. В связи с этим решили вернуть 16-ый «Демаг» в Чернобыль. Вернули его быстро. Собирали в мае, уже ближе к блоку - обстановка позволяла это сделать.
В 1988 году его разобрали снова, дезактивировали новым методом и отправили на Ленинградскую АЭС. Там он пробыл год, и потом его отдали на химический комбинат «Зима», в Сибири. Надо заметить, что дезактивация была очень сложной. Особенно гусеницы шириной 2 метра, трак полый, это сделано для снижения общей массы крана, и туда набивалось столько грязи…
Где он сейчас не знаю, но могу предположить,что его купила транспортно-строительная компания СПЕЦСТРОЙМАШ из Екатиринбурга её сайт СПЕЦСТРОЙМАШ. Так вот они в конце прошлого года купили Demag CC4000, на сайте есть новость что они перевезли его откудато в Екатеринбург, затем искали подрядчика на его ремонт и теперь сдают в аренду.
Ссылка на тех-характеристики крана:
Характеристики крана DEMAG CC-4000
Все сканы на русском языке, меня это наводит на мысль что кран и правда 16, ведь на нем родная выцветшая оранжевая краска, сам-то кран видимо ниразу не красили . Кстати если у кого есть связи в Спецстроймаше то прошу ВАС узнать серийный номер крана.
DEMAG-20(41020)
Об этом кране ничего толком не известно. Возможно его продали в MAMMOET и переделали в CC4800-II или CC4800-III .
Вот современные фото DEMAG CC4800-II:
и DEMAG CC4800-III:
DEMAG-21(41021)
Работал на ЧАЭС ДО 1988 года, но когда при выполнении регламентных работ на 21-м«Демаге» упала вспомогательная стрела. Восстановить не удалось и его списали. Списали но не совсем а продали в MAMMOET, где его переделали в RK8500.
Вот он на стадионе в Ванкувере, где установил последнюю балку каркасса новой крыши.
Его суперлифт:
"Упоение сражением часто превращается в сильную и неизлечимую зависимость, потому что война – это наркотик...” © Крис Хеджес